Содержание блога

четверг, 30 сентября 2010 г.

Правописание сочетаний ЧК, ЧН.

 

Цели урока: - помочь детям усвоить, что звук [ч`] всегда мягкий, поэтому его мягкость не нужно  обозначать.
 - закрепить знания детей по правописанию слов с сочетаниями чк, чн. 

1. Орг.момент.
-      Дорогие ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Садитесь, ребята.
-      Посмотрите за окно. Какая сегодня погода? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс.

2. Чистописание.
-      Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показываю).
-      Что закрыла тучка? Она спрятала от нас задание по чистописанию. Чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе.
-      Тучка. Какой звук вы слышите в середине слова? [ч] Какой буквой обозначается этот звук? (ч)
-      Давайте найдем эту букву на нашей помощнице – Ленте букв.
-      Что мы знаем о букве Ч? (согласная). А о звуке [ч]? Непарный, глухой, всегда мягкий.
-      Молодцы. Тучка открыла нам задание. Напишем заглавную и строчную букву ч.
-      Давайте будем любить эту букву, она нам необходима сегодня на уроке.
-      Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить. Какое правило встретилось  в слове тучка? (чк пишется без ь)
-      Почему мы не пишем мягкий знак? (звук ч – всегда мягкий). С какой ещё согласной дружит буква ч? (н — чн)
-      Запишем эти два сочетания на следующей строке.
-      Что вы написали на второй строчке? (чк, чн)
-      Слова с сочетаниями чк чн – это и есть тема нашего урока.

 

3. Словарная работа.
-      Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. А от какого дерева, мы узнаем, отгадав загадку.
-      В осеннем лесочке стоит белая красавица в желтом сарафанчике. (береза)
-      Правильно, это береза. Как вы догадались?
-      Произнесем слова по слогам. (Показываю на доске).
-      Давайте запишем это словарное слово. (Словарь: береза,)
-      Посмотрите внимательно на слово. Какой слог ударный? (рё) Почему? (слог с  гласной ё)
-      Какую букву мы должны запомнить? (е)
-      Мы знаем много словарных слов. В каком словарном слове есть сочетание ЧК? (Девочка — показываю карточку с закрытой буквой о)
-      Запишите это слово, поставьте ударение и выделите гласную, которую нужно запомнить.
-      Проверьте то, что вы написали.
-      Вывод: чк, чн встречается и в словарных словах.

4. Работа над пройденным материалом.
-      Снова подул ветер. С нашей берёзы полетели листочки и упали рядом с необычным домиком, где живут слова с сочетаниями чк, чн. Слова не могут попасть в дом, их не пускает “Ь”, который тоже хочет жить в этом домике. Нам нужно правильно распределить слова по окошкам и тогда “Ь” пропадёт.
-      Запишите слова в два столбика в тетради, сочетания чк, чн подчеркните.
чк
точка
ночка
печка
чн
точно
срочно
срочно
-      Проверим.

5. Физминутка.
“Бывает – не бывает”
Веточка съела девочку (садимся)
Леночка взяла скалочку (руки вверх, голову вниз)
Сказочный домик из шоколада.

6. Упражнения по развитию устной и письменной речи.
-      Посмотрите! Озорник ветер не только с листочками играет. Он перемешал слова в предложении. Оказывается, сочетания чк, чн важны и при записи предложений.
-      Давайте вернем слова на свои места. (на доске Ряба снесла яичко курочка.)
-      Какое предложение у нас получится? (Курочка Ряба снесла яичко)
-      Какое правило мы должны помнить при записи предложения? (начало предложения с большой буквы, в конце ставится точка).
-      Какие правила встретились? Подчеркните их. (чк, Р – большая буква).
-      Из какой сказки это предложение? (Курочка Ряба)
-      Молодцы. А из какой сказки вот это предложение: Жучка за внучку, внучка за бабку? (Репка).
-      А чем закончилась эта сказка?
-      Что помогло героям сказки вытащить репку? (работали вместе, дружно).

7. Работа с карточками в парах.
-      Вот и мы с вами работаем дружно, потому у нас все получается. А сейчас мы будем работать в парах – на стол к вам опустилось облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте задание. Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Выписываем слова на новой строке, через запятую. Сидим прямо.
Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
-      Проверьте друг  у друга.
 
8. Дидактическая игра.
-      Мы хорошо поработали, а теперь отдохнем, поиграем и играя, поучимся. (на доске слово  ТОЧКА)
-      Измените слово (первую букву) так, чтобы получилось новое слово, с новым значением. Например: точка – бочка.
-      Чем похожи по написанию эти слова. (точка – бочка- кочка – почка – ночка).

9. Подведение итогов урока.
-      Чему мы научились сегодня на уроке? Зачем нам это нужно?
-      У вас на столе листочки с домиками. Найдите ошибки в рисунках, исправьте и вложите в тетрадь. (домик с тремя окошками: чк   чн   ь )
-      Делаем вывод: мягкий  знак не может жить в одном доме с чк и чн! 

Комментариев нет: