Содержание блога

четверг, 20 января 2011 г.

Мой ребенок - первоклассник (БЕСЕДА С РОДИТЕЛЯМИ)

Не надо быть психологом, чтобы осознавать, что для детей первый год в школе - это очень трудный (и физически, и психологически) основополагающий период, и потому очень важна наша помощь им в это время.

Как я написала в своих комментария к моим предыдущим запискам, очень важно за год до школы приучить детей просыпаться ежедневно в 7 часов утра, дать им равные стартовые возможности со своими ровесниками и развить их руку. Но для снятия стресса я использую еще и различные установки для своего ребенка.


  • Учеба - это праздник!

    • Мне было важно, чтобы у него не было страха перед школой. - Я устроила ему 1 сентября праздничный обед с тортом и 1 свечкой (за 1-й класс). Праздничное семейное чаепитие мы также устраиваем и в конце четверти, и в конце каникул. - Я сделала ему "как взрослому" дорогой подарок к 1 сентября - геймбой. - Я поздравила его с началом новой взрослой детской жизни! - Я с гордостью в его присутствии говорила нашим друзьям и знакомым, что я так рада, что мой сын пошел в школу!!! - Каждое утро я бужу его в школу со словами: "Радуйся (поздравляю!), сегодня 1-й (3-й, последний…) день учебной недели (четверти)!" или "Вставай, мой друг, вас ждут великие дела, встреча с друзьями, большие открытия…" Т.е. словами я стараюсь ему создать хороший настрой!
  • Учеба - это труд!

    • Мне было важно, чтобы он не спасовал перед первыми трудностями, когда эффект новизны пройдет. Если у него были неуспехи, я говорила, что всё сразу ни у кого (даже у взрослых) не может получиться. Что работа - а учеба это его работа! - никому не дается легко и сразу. За его работу он в конце четверти получил от меня заработанные им за хорошие оценки 2 картриджа для геймбоя (один за учебу, другой за музыку). Я всегда, если у него был трудный, но успешный день, говорю своему сыну: "Спасибо за твой труд! Ты - молодец!" Если еще полгода назад я, приходя с работы, говорила: "Сынок, мама очень устала", то теперь я стала говорить своему ребенку: "У нас с тобой был трудный день, мы оба очень устали".
  • Учеба - это САМОобразование!

    • У нас был случай. На уроке пения им задали нарисовать марширующего деревянного солдатика. Мой парень не очень силен в рисовании. Я нарисовала ему солдатика, а он срисовывал своего солдатика с моего рисунка, но учительнице в школе он отдал мой (!) рисунок. Как он мне пояснил: "Я не умею рисовать!" Учительница очень похвалила и поставила другим детям в пример его (т.е. мой) рисунок. Я была в гневе. Но мне хватило ума догадаться, что за эти подлогом стояло неверие ребенка в себя, и чтобы оно не развилось в комплекс неполноценности, я сделала следующее. Я усадила вечером за стол своего ребенка. Положила перед ним и собой по листу бумаги, и мы стали с ним рисовать деревянного марширующего солдатика. Я рисовала на своем листе овал (лицо) - он срисовывал овал. Я пририсовывала на своем овале глаза - он срисовывал на свой рисунок глаза и т.д. У него получился прекрасный рисунок, к тому же у него хватило фантазии даже придумать (в отличие от меня) солдатику какие-то ордена и кокарду и красочно разукрасить его. Я твердо сказала своему мальчику: "Никогда не смей мне говорить, что ты что-то не умеешь. Все дети идут в школу, чтобы на-у-чить-ся! Сейчас ты сам доказал себе, что ты научился рисовать этого солдатика. Меня интересуют твои знания и твои оценки. Оценки сами по себе ни чего не стоят, стоят твои знания. Подлогов в оценках я не потерплю. Ты отнесешь в школу этот рисунок и скажешь учителю, что ты перепутал свой рисунок с маминым." Я незаметно для сына переговорила с его учительницей по поводу рисунка. Мой сын принес ей свой рисунок, который был даже намного лучше моего, и она заменила его без комментариев. А вечером мой сын с гордостью показал руками, что ему поставили "вот такую (он показал, как рыбаки показывают размер пойманной рыбы) пятерку".
  • "Почему я должен делать уроки?"
    ("Зачем мне играть на гитаре?", "Почему я должен учить стишок?"

    • Эту фразу (в любом ее варианте) можно часто услышать от первоклассника. Я постоянно внушаю своему сыну одну мысль: "В этот час миллионы деток делают уроки (просыпаются с будильником, играют на гитаре-скрипке-рояле, и проч. по обстоятельствам)". И ребенку очень сильно морально это помогает, когда он осознает, что не он один должен "мучиться".
  • Отношение к урокам

    • Я, памятуя свой личный опыт, твердо знаю, что одни предметы человеку даются легко, а другие ничем в голову не вобьешь. Поэтому я стараюсь своему сыну расставлять нужные акценты. - Про чтение. Я внушаю своему сыну, что это вообще не домашнее задание. Что чтение - не урок, а развлечение и удовольствие! Что читать - равнозначно как интересный фильм смотреть. Поэтому ежедневное домашнее чтение я зафиксировала в голове своего сыне не как выполнение домашнего задания. Такую же мысль я внушаю сыну и относительно его занятий в секции по таеквондо (это не урок, это игра!) - Про сольфеджио. Здесь я наоборот, понимая, что это очень сложный предмет, стараюсь поддержать его. "Вон, какой сложный предмет, мама ничегошеньки в нем не понимает, а ты, какой умница, четверку получил, а прошлый раз пятерку!" И руку пожму за пятерку, и к соседке, которая окончила музыкальную школу, отведу за помощью, если тройку получил! Но при этом постоянно поясняю, что любой школьный предмет дается по силам всем, чтобы у ребенка не осталось страха, что ему это недоступно. - Про письмо. Или игру на гитаре. Все, что связано с мелкой моторикой, дается моему ребенку очень сложно. И здесь требуются не знания, а только ежедневные тренировки и упражнения. И это, естественно, вызывает его негативную реакцию. Моя задача к такого рода занятиям привить ему привычку (это как ежедневно зубы чистить). К таким занятиям я уже подхожу по-другому. Я твержу ему: "Сынок, в этой ситуации нет слова "не хочу", есть слово "надо"!" И в ход идут аргументы. "Это - твоя работа! Давай, я не буду ходить ежедневно на работу. Кто нас кормить будет?" или "Тоже мне, мученик нашелся! Один ты, что ли, такой? В этот момент (и перечисляю имена его одноклассников) играют на фортепиано, пишут домашний диктант".
  • Отношение к оценкам

    • У меня для сына есть два девиза-лозунга. 1. Не теряй времени на уроке! Если ты максимально будешь слушать учителя (учиться!) во время урока, тебе дома останется только повторять! 2. Делай, как должно, и будь, что будет! Я поясняю ему, что если он бежал кросс и выложился на дистанции до конца, но пришел последним, я буду все равно этому рада, и буду им гордиться (то же и в отношении оценок!), а вот, если он "филонил" и потому пришел последним к финишу - это меня очень огорчит! 

    Комментариев нет: