Содержание блога

пятница, 15 апреля 2011 г.

Мониторинг состояния учебных кабинетов в начальной школе

За несколько месяцев до начала нового учебного года необходимо провести мониторинг состояния учебных кабинетов начальной школы, оформить документацию, необходимую для организации функционирования помещений, мотивировать учителей на создание портфолио кабинетов. Опытом организации такой работы делится автор статьи.
Организация кабинетной системы образовательного учреждения должна быть направлена на создание условий для повышения эффективности учебно-воспитательной работы на уроках и во внеурочное время. Одно из важнейших условий работы школьного кабинета – накопление и систематизация средств обучения. При этом обновление и развитие содержания кабинета напрямую зависит от профессиональной компетентности педагога, ответственного за данное помещение.
С целью повышения качества работы по организации образовательного пространства в учебных помещениях в ГОУ "Центр образования № 2006" г. Москвы разработано положение об учебном кабинете начальных классов (приложение 1 ), должностная инструкция заведующего учебным кабинетом (приложение 2 ).
Эффективное управление процессом повышения уровня учебно-материальной базы начальной школы невозможно без диагностики, мониторинга состояния учебных помещений.
В образовательном учреждении два раза в год (март и август) проходит смотр учебных кабинетов. Комиссия, состав которой утверждается на административном совещании, посещает кабинеты с целью выявить динамику развития каждого кабинета и определить его готовность к ведению учебного процесса. Положение о смотре учебных кабинетов представлено в приложении 3 .
Кроме того, учрежден смотр-конкурс учебных кабинетов "Лучший кабинет школы". Участие в нем могут принять все желающие педагоги. Отдельная номинация предусмотрена для кабинетов начальных классов. Конкурс проводится с мая по июнь.
Основные цели конкурса: поощрение ответственных за учебные кабинеты, повышение качества организации учебного помещения. Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов "Лучший кабинет школы" представлено в приложении 4 .
В конце учебного года с целью оценки состояния учебных кабинетов школы проводится анкетирование учителей, участие в котором может принять любой педагог образовательного учреждения. Разработанная нами анкета "Оценка учебных кабинетов школы" приведена в приложении 5 .
Анализ результатов анкетирования помогает выявить состояние учебных кабинетов в ОУ и представления педагогов об их рациональном использовании.
Также в образовательном учреждении существует практика ведения портфолио школьного кабинета, которое является еще одной формой мониторинга состояния учебных помещений, средством повышения эффективности управления его ресурсами[1].
 
Приложение 1

наверх
Положение об учебном кабинете начальных классов
>
1. Общие положения
1.1. Учебные кабинеты открываются приказом директора образовательного учреждения в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении[2], Уставом школы и настоящим положением.
1.2. Младшие школьники обучаются в закрепленных за каждым классом учебных помещениях.
1.3. Учебные кабинеты функционируют с учетом специфики образовательного учреждения в целях создания оптимальных условий для соблюдения современных требований к организации образовательного процесса.
1.4. Оборудование учебного кабинета должно отвечать:
  •  "Гигиеническим требованиям к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178‑02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 (в ред. от 26.12.2008);
  • федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утв. приказом Минобрнауки России от 04.10.2010 № 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений";
  • требованиям охраны труда и здоровья участников образовательного процесса.
1.5. Площадь учебных кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на одного обучающегося при фронтальных формах учебных занятий, 3,5 кв. м – при групповых и индивидуальных.
2. Оборудование учебного кабинета
2.1. Учебные кабинеты оснащаются техническими средствами обучения, учебно-наглядными пособиями, необходимыми средствами обучения для организации образовательного процесса в начальных классах в соответствии с действующими типовыми перечнями.
 
2.2. В учебном кабинете оборудуются удобные рабочие места индивидуального пользования для обучающихся в зависимости от их роста и наполняемости класса (группы) согласно СанПиН, а также рабочее место для педагогического работника.
2.3. Рабочее место педагогического работника оборудуется столом, приставкой для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафами для хранения наглядных пособий, экспозиционными устройствами, классной доской, инструментами и приспособлениями в соответствии со спецификой обучения младших школьников.
2.4. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом, состоянием зрения и слуха. Парты расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше. Парты независимо от их номера для детей с нарушением слуха и зрения ставятся первыми. Обучающиеся с пониженной остротой зрения рассаживаются в первом ряду от окон.
2.5. Организация рабочих мест обучающихся должна обеспечивать возможность выполнения образовательной программы, учитывать требования техники безопасности.
2.6. В учебных кабинетах обязательно устанавливаются умывальники.
2.7. Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений.
3. Организация работы учебного кабинета
3.1. Занятия обучающихся в учебном кабинете проводятся в соответствии с расписанием, утвержденным руководителем образовательного учреждения.
3.2. На базе учебного кабинета проводятся занятия предметных кружков, образовательных факультативов, заседания творческих групп, занятия членов научного общества младших школьников и т. д.
4. Руководство учебным кабинетом
Руководство учебным кабинетом осуществляет учитель, заведующий кабинетом, назначенный приказом директора образовательного учреждения, в соответствии с должностной инструкцией.
 
Приложение 2

наверх
Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом
1. Обязанности учителя, заведующего учебным кабинетом
1.1. Создание оптимальных условий для осуществления образовательного процесса на базе учебного кабинета.
1.2. Обеспечение надлежащей сохранности оборудования, приборов, наглядных пособий, методических и дидактических средств обучения, хранящихся в учебном кабинете.
1.3. Осуществление сверки имеющегося оборудования с инвентаризационной ведомостью.
1.4. Соблюдение производственной санитарии, правил пожарной безопасности в учебном помещении; создание здоровых и безопасных условий для осуществления учебно-воспитательного процесса.
1.5. Приостановление проведения работ или занятий в случае угрозы для жизни или здоровья детей, уведомление директора образовательного учреждения о внештатной ситуации.
1.6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета.
1.7. Составление заявок на планово-предупредительный ремонт, обеспечение контроля выполнения ремонта.
1.8. Ведение и хранение документации[3]:
  • паспорта учебного кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, технических средств обучения, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т. д.;
  • инвентарной ведомости и ведомости дефектов на имеющееся оборудование;
  • правил техники безопасности в учебном кабинете;
  • правил пользования учебным кабинетом для обучающихся;
  • акта приемки учебного кабинета администрацией школы;
  • протокола решения методической комиссии школы о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на учебный год;
  • плана работы учебного кабинета на учебный год;
  • расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативам, программе дополнительного образования, индивидуальным заданиям с отстающими учениками и т. д.
1.9. По желанию – участие в смотре-конкурсе учебных кабинетов.
2. Ответственность учителя, заведующего учебным кабинетом
В соответствии с действующим законодательством учитель несет личную ответственность за несчастные случаи, произошедшие с учащимися во время учебно-воспитательного процесса.
 
Приложение 3

наверх
Положение о смотре учебных кабинетов
1. Основные положения
1.1. Смотр учебных кабинетов проходит два раза в год (март и август).
1.2. Состояние учебных кабинетов оценивает комиссия в составе председателя профкома школы, заместителей директора школы, председателей методических объединений и кафедр. Смотровая комиссия утверждается на административном совещании.
1.3. Цели смотра учебных кабинетов:
  • организация работы педагогического коллектива по совершенствованию условий образовательного процесса;
  • выявление динамики развития каждого кабинета;
  • определение готовности кабинета к осуществлению учебно-воспитательного процесса.
1.4. Задачи смотра учебных кабинетов:
  • повышение качества работы педагогических кадров по развитию учебно-материальной базы кабинетов;
  • совершенствование методики преподавания, внедрение в учебный процесс прогрессивных форм, методов, средств обучения, повышающих активность обучающихся на уроке;
  • ознакомление с лучшим опытом организации учебных кабинетов, использования учебно-наглядных пособий, технических средств обучения;
  • разработка рекомендаций по оснащению кабинетов, систематизации оборудования, улучшению качества преподавания учебных предметов, использованию кабинетов при организации внеклассной работы;
  • принятие практических мер в целях совершенствования учебно-материальной базы образовательного учреждения.
1.5. Смотр учебных кабинетов проводится в соответствии с требованиями к современному учебному кабинету.
2. Основные требования к оформлению кабинета
2.1. В учебном кабинете не должно быть лишних, отвлекающих внимание учащихся предметов, украшений; кабинет должен удовлетворять требованиям производственной эстетики, выглядеть красиво и уютно.
2.2. Кабинет должен быть оформлен с соблюдением эстетических требований (единый стиль, чистота, орфографический режим).
2.3. Кабинет должен быть оснащен всем необходимым для организации учебно-воспитательного процесса, внеклассной работы.
2.4. Все пособия, находящиеся в кабинете, должны быть систематизированы и размещены рационально.
2.5. Все материалы кабинета должны эффективно использоваться в урочное время, в работе групп продленного дня и во внеурочной работе.
3. Требования к оборудованию рабочего места учителя
3.1. Механизация процесса управления техническими средствами обучения.
3.2. Наличие доски максимального размера (наличие переносных досок).
3.3. Наличие шаблонов, необходимых в обучении построению (чтению) графиков, чертежей и т. д.
3.4. Наличие оформленных соответствующим образом демонстрационных табло (наклеенные на полотно или картон печатные пособия), наличие у них креплений на стену помещения.
3.5. Наличие оснащенного необходимыми приспособлениями места для демонстрации таблиц и других печатных и рукописных пособий.
4. Требования к оборудованию рабочего места ученика
Рабочее место ученика в зависимости от специфики учебных предметов должно быть оборудовано всем необходимым.
5. Требования к учебно-методическому и материально-техническому обеспечению кабинета
5.1. Кабинет должен иметь учебное оборудование и учебные наглядные пособия в соответствии с установленным перечнем:
  • печатные пособия (учебно-методическая литература, таблицы, картины, карты и т. д.);
  • дидактический текстовый материал по темам и параллелям (для самостоятельных, контрольных, практических работ и т. д.);
  • стационарно установленные технические средства обучения в рабочем состоянии;
  • аудиовизуальные пособия;
  • материалы, расширяющие и дополняющие программу (тексты, задачи, различные подборки по темам и т. д.);
  • оборудование, необходимое для осуществления наблюдений, проектирования и конструирования, создания материальных объектов;
  • материалы по актуальным проблемам современного образования.
  • 5.2. Учебные материалы и работы обучающихся должны быть сохранены, систематизированы и рационально размещены.
5.3. Литература в картотеке кабинета указывается в алфавитном порядке по автору или названию, классифицируется по темам и разделам (если литература куплена на средства учителя, то данный факт необходимо указать).
6. Оформление результатов смотра учебных кабинетов
По итогам смотра учебного кабинета (или нескольких кабинетов) заполняется бланк, в котором фиксируются полученные по каждому критерию баллы. Подсчитывается общее количество баллов и выводится итоговая оценка каждого кабинета (общее количество баллов делится на общее количество критериев).
 
Бланк оценки учебного кабинета по результатам смотра
Инструкция: Учебные кабинеты оцениваются по пяти основным критериям по 4‑балльной шкале, где:
  • 4 балла – отлично;
  • 3 балла – хорошо;
  • 2 балла – удовлетворительно;
  • 1 балл – неудовлетворительно.
Критерии оценивания
Номер учебного кабинета
Документация
 
 
 
 
Учебное оборудование
 
 
 
 
Библиотека
 
 
 
 
Санитарное состояние
 
 
 
 
Производственная эстетика
 
 
 
 
Общее количество баллов
 
 
 
 
Общая оценка состояния учебного кабинета
 
 
 
 
 
 
Приложение 4

наверх
Положение о смотре-конкурсе учебных кабинетов "Лучший кабинет школы"
1. Общие положения
1.1. Смотр-конкурс учебных кабинетов "Лучший кабинет школы" (далее – конкурс) проводится администрацией школы совместно с профсоюзным комитетом, с участием председателей методических объединений учителей.
1.2. Цели конкурса:
  • повышение роли кабинетов в улучшении качества учебно-воспитательного процесса;
  • выявление кабинетов, соответствующих современным требованиям организации учебного пространства;
  • улучшение оснащенности кабинетов техническими средствами, учебным оборудованием и учебно-методическими пособиями;
  • поощрение заведующих учебными кабинетами.
1.3. Участниками конкурса являются заведующие учебными кабинетами школы.
2. Номинации конкурса
В рамках конкурса учреждены следующие номинации:
  • "Лучший кабинет начальной школы";
  • "Лучший кабинет средней школы";
  • "Лучший специализированный кабинет".
3. Сроки и порядок проведения конкурса
3.1. Конкурс проводится с __ мая по __ июня 2011 г.
3.2. К участию в конкурсе допускаются все кабинеты на основании заявок от заведующих кабинетами, поданных до __ мая 2011 г.
3.3. Для участия в конкурсе предоставляются следующие материалы:
  • паспорт учебного кабинета, оформленный с указанием его функционального назначения, имеющегося в кабинете оборудования, приборов, технических средств обучения, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и т. д.;
  • план работы кабинета на текущий и будущий учебный год с заполненной таблицей показателей работы по совершенствованию кабинета на текущий год;
  • фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие эффективность работы учителя и обучающихся в кабинете.
4. Критерии оценивания учебных кабинетов
Учебные кабинеты оцениваются по критериям, приведенным в бланке оценивания учебных кабинетов, по 4‑балльной шкале, где: 4 балла – отлично, 3 балла – хорошо, 2 балла – удовлетворительно, 1 балл – неудовлетворительно.
Бланк оценивания учебных кабинетов
1
2
3
4
Критерии оценивания
Номер учебного кабинета
 
 
 
Баллы
Наличие паспорта учебного кабинета
 
 
 
Наличие портфолио учебного кабинета
 
 
 
Рациональность хранения учебного оборудования
 
 
 
Наличие методических и учебных пособий
 
 
 
Систематизация имеющегося учебного оборудования, пособий
 
 
 
Наличие стендов
 
 
 
Состояние, эстетичность стендового материала
 
 
 
Наличие технических средств обучения и организация их хранения
 
 
 
Состояние рабочего места учителя
 
 
 
Наличие инструкций, журнала по охране труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся в учебном помещении
 
 
 
Наличие и состояние аптечки
 
 
 
Освещение
 
 
 
Состояние парт
 
 
 
Озеленение кабинета. Наличие растений, их состояние
 
 
 
Оформление окон кабинета
 
 
 
 
 
5. Жюри конкурса
5.1. Члены жюри конкурса назначаются директором школы.
5.2. Функции жюри конкурса:
  • экспертиза представленных на конкурс материалов;
  • оценка особенностей размещения основных функциональных зон кабинета, оборудования, технических средств обучения и дополнительных элементов дизайна интерьера;
  • оценка обеспеченности кабинета необходимым оборудованием и материалами для эффективной реализации всех направлений работы;
  • оценка методического оснащения кабинета;
  • подведение итогов, выявление победителей смотра-конкурса.
5.3. Решение о победителях и призерах конкурса принимается тайным голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины членов жюри. Оно оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем жюри.
5.4. При необходимости жюри может создать экспертные группы смотра-конкурса, осуществляющие экспертизу представленных материалов.
6. Подведение итогов конкурса, награждение победителей
6.1. Итоги конкурса должны быть подведены к __ июня 2011 г.
6.2. Победители конкурса в каждой номинации награждаются грамотами администрации школы и ценными призами.
 
Приложение 5

наверх
Анкета для педагогов
"Оценка учебных кабинетов школы"
Уважаемые педагоги, просим вас принять участие в анкетировании.
1. Считаете ли вы, что в школе имеются образцовые учебные кабинеты?
а) да;
б) нет.
2. Какие учебные кабинеты школы вы считаете лучшими (перечислите): _____________________.
3. Какие учебные кабинеты, на ваш взгляд, лидируют по следующим показателям:
а) оформление: ___________________________________________________________________;
б) наглядные пособия: _____________________________________________________________;
в) наличие технических средств обучения: ____________________________________________;
г) наличие учебной литературы: _____________________________________________________.
4. Что в работе учебного кабинета вы считаете наиболее важным для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса? Выберите один из предложенных вариантов ответа:
а) оформление;
б) наглядные пособия;
в) мебель;
г) технические средства обучения;
д) учебная литература;
е) учебное оборудование;
ж) рекомендации по выполнению тех или иных учебных заданий;
з) образцы выполнения различных учебных заданий;
и) рекомендации по выполнению домашних заданий;
к) список рекомендуемой литературы;
л) другое (перечислите): ___________________________________________________________.
5. Как вы оцениваете работу школьной библиотеки? Выберите верный, на ваш взгляд, ответ:
а) отлично;
б) хорошо;
в) вполне удовлетворительно;
г) нуждается в усовершенствовании (отметьте галочкой):
           – необходимо увеличить фонд учебной литературы;
           – необходимо увеличить фонд художественной литературы;
           – необходимо увеличить фонд справочной литературы;
           – необходимо увеличить фонд научно-популярной литературы;
           – необходимо улучшить оформление;
           – другое (перечислите): ___________________________________________________________.
Спасибо за участие в анкетировании!


[1]   Подробнее о портфолио учебного кабинета читайте в следующем номере журнала. – Примеч. ред.
 
[2]   Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении". – Примеч. ред.
 
[3]   Подробнее об оформлении документации учебного кабинета см: Попик В.А. Подготовка кабинета начальной школы к новому учебному году // Управление начальной школой. 2009. № 6. – Примеч. ред.
 
В.А. Попик,
учитель начальных классов,
координатор кабинетной системы
ГОУ "Центр образования № 2006", г. Москва
Дата размещения: 07.04.2011

Комментариев нет: