С 1 января 2010 г. в действие вступает федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Предлагаем ознакомиться с новыми требованиями к структуре основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования (далее – основную образовательную программу), должно самостоятельно разработать с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников основную образовательную программу, включающую в себя иные локальные акты по вопросам организации и осуществления образовательного процесса, определенные уставом образовательного учреждения.
Разделы основной образовательной программы начального общего образования:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- учебный план образовательного учреждения;
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- рабочие программы отдельных учебных предметов;
- программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к написанию пояснительной записки
С момента вступления в силу нового федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – стандарт) к структуре основной образовательной программы стали предъявляться новые требования. Пояснительная записка к основной образовательной программе должна раскрывать:
- цели реализации основной образовательной программы, конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
- принципы и подходы к формированию основной образовательной программы и состава участников образовательного процесса конкретного образовательного учреждения;
- общую характеристику основной образовательной программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы должны:- обеспечивать связь между требованиями стандарта, образовательным процессом и системой оценок при промежуточной аттестации;
- являться основой для разработки основных образовательных программ образовательных учреждений;
- являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта.
Структура учебного плана образовательного учреждения
Обязательная часть учебного плана (таблица) определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.Обязательная часть учебного плана
Предметные области | Предметы | Основные задачи реализации содержания |
1 | 2 | 3 |
Филология | Русский язык; родной (нерусский) язык (государственный язык субъекта Российской Федерации); литературное чтение; литературное чтение на родном языке; иностранный язык | Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности |
Математика | Математика, информатика | Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности |
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | Формирование уважительного отношения к семье, селу, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем |
Основы религиозных культур и светской этики | Основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддистской культуры, основы иудейской культуры, основы культуры религий народов России, основы светской этики | Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России |
Искусство | Музыка, изобразительное искусство | Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру |
Технология | Технология | Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов; формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности |
Физическая культура | Физическая культура | Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование навыков здорового и безопасного образа жизни |
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
- введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
- внеурочную деятельность.
Программа формирования универсальных учебных действий учащихся
- описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования;
- связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся;
- типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.
Содержание рабочих программ учебных предметов
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.Рабочие программы отдельных учебных предметов должны содержать:
- пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета;
- общую характеристику учебного предмета;
- описание места учебного предмета в учебном плане;
- описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;
- личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;
- содержание учебного предмета;
- примерное тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;
- описание материально-технического обеспечения для преподавания учебного предмета.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (далее – программа) должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.Программа должна содержать рекомендации:
- по организации урочной и внеурочной деятельности, направленные на расширение кругозора, развитие общей культуры;
- ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры, нравственно-этическими ценностями многонационального народа России и народов других стран;
- формированию у обучающихся на ступени начального общего образования ценностных ориентаций, гуманистического мировоззрения, активной жизненной позиции, потребности в самореализации в творческой деятельности;
- развитию коммуникативных навыков, навыков самоорганизации;
- формированию и расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром;
- воспитанию экологической культуры.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни (далее – программа) должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.Программа должна обеспечивать:
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, другие вещества);
- становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;
- формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья.
Оценка достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы должна:- закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
- ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование универсальных учебных действий;
- обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования;
- предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших основную образовательную программу)
и оценку эффективности деятельности школы; - позволять вести оценку динамики учебных достижений обучающихся.
Подготовила А.В. Герасимова по материалам сайта www.mon.gov.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий