Адаптация первоклассников
Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю.
Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.
Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).
Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст __________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________
№ уровня показателя адаптации | Показатели адаптации и характеристика их различных уровней | Выбранный уровень показателя адаптации | Примечание |
Настроение ребенка | |||
1 | Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное | ||
2 | Эпизодические проявления снижения настроения | ||
3 | Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий | ||
4 | Вялость, рассеянность | ||
5 | Заторможенность, истерия, плач | ||
6 | Выражение негативного отношения к школе | ||
7 | Полное нежелание идти в школу | ||
Контакты со сверстниками | |||
1 | Легко и уверенно входит в коллектив | ||
2 | Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками | ||
3 | Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками | ||
4 | Робок, малоинициативен, избирателен в общении | ||
5 | Не поддерживает социальных контактов | ||
6 | Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников | ||
Познавательная активность | |||
1 | На уроках проявляет активность и интерес | ||
2 | Посещает все уроки без принуждения | ||
3 | Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим | ||
4 | Учится без видимого желания | ||
5 | Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею | ||
Дисциплина | |||
1 | С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя | ||
2 | Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается | ||
3 | Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности | ||
4 | Требования учителя выполняет неохотно | ||
5 | На уроках часто отвлекается | ||
6 | Игнорирует требования учителя | ||
Реакции агрессии, гнева | |||
1 | Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует | ||
2 | Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей | ||
3 | Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением | ||
4 | Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя | ||
5 | Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников | ||
6 | Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя | ||
Страх | |||
1 | Страх отсутствует | ||
2 | Эпизодически робок, застенчив, стеснителен | ||
3 | Робок, застенчив, легко теряется | ||
4 | Указанные черты ярко выражены | ||
5 | В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя | ||
Двигательная активность на перемене | |||
1 | Ребенок подвижен, активен | ||
2 | Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях | ||
3 | Двигательная активность низкая | ||
4 | Двигательная активность всегда низкая | ||
Общее самочувствие | |||
1 | Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым | ||
2 | Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости | ||
3 | Периодически жалуется на недомогания | ||
4 | Жалобы принимают устойчивый характер | ||
5 | Проявление невротических расстройств | ||
Успеваемость | |||
1 | Хорошая | ||
2 | Хорошая/удовлетворительная | ||
3 | Удовлетворительная | ||
4 | Удовлетворительная/плохая |
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации | Баллы | Уровни адаптации |
Благоприятная | 9–17 | Высокий |
Условно благоприятная | 18–24 | Средний |
Неблагоприятная | 25 и выше | Низкий |
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к “группе риска”. На ребенка “группы риска” заполняется диагностический бланк.
Диагностический бланк
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)
Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.
наверх
наверх
Простатина О.Ю., педагог-психолог школы № 1416, г. Москва
Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник классного руководителя". Адрес сайта:http://klass.resobr.ru/
Дополнительные материалы: адаптация ребенка к школе, диагностика, игра, адаптация первоклассника,адаптация к школе.
Share |
Комментариев нет:
Отправить комментарий