Содержание блога

вторник, 17 мая 2011 г.

Диагностика первоклассников. Трудности школьной адаптации



Адаптация первоклассников

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю.
Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклас­сниками.
Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.
Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.
Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.
В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).
Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.
Диагностика отношения первоклассника к школе
Фамилия, имя ребенка _____________________________________________
Дата рождения ___________________________ Возраст __________________
Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________
№ уровня показателя адаптации
Показатели адаптации и характеристика
их различных уровней 
Выбранный уровень
показателя адаптации
Примечание
Настроение ребенка
1
 
Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное
 
 
2
Эпизодические проявления снижения настроения
 
 
3
 
Легкая депрессия, из которой ребенок выходит
в случае интересных заданий
 
 
4
Вялость, рассеянность
 
 
5
Заторможенность, истерия, плач
 
 
6
Выражение негативного отношения к школе
 
 
7
Полное нежелание идти в школу
 
 
Контакты со сверстниками 
1
Легко и уверенно входит в коллектив
 
 
2
Активно ищет и устанавливает контакты
со сверстниками
 
 
3
Инициативы в установлении контактов
не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками
 
 
4
Робок, малоинициативен, избирателен в общении
 
 
5
Не поддерживает социальных контактов
 
 
6
Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников
 
 
Познавательная активность 
1
На уроках проявляет активность и интерес
 
 
2
Посещает все уроки без принуждения
 
 
3
Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим
 
 
4
Учится без видимого желания
 
 
5
Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею
 
 
Дисциплина
1
 
С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя
 
 
2
 
Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается
 
 
3
 
Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности
 
 
4
Требования учителя выполняет неохотно
 
 
5
На уроках часто отвлекается
 
 
6
Игнорирует требования учителя
 
 
Реакции агрессии, гнева
1
 
Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует
 
 
2
 
Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей
 
 
3
 
Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением
 
 
4
 
Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя
 
 
5
 
Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников
 
 
6
 
Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя
 
 
Страх
1
Страх отсутствует
 
 
2
Эпизодически робок, застенчив, стеснителен
 
 
3
Робок, застенчив, легко теряется
 
 
4
Указанные черты ярко выражены
 
 
5
 
В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя
 
 
Двигательная активность на перемене 
1
Ребенок подвижен, активен
 
 
2
Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях
 
 
3 
Двигательная активность низкая
 
 
4
Двигательная активность всегда низкая
 
 
Общее самочувствие 
1
Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым
 
 
2
Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости
 
 
3
Периодически жалуется на недомогания
 
 
4
Жалобы принимают устойчивый характер
 
 
5
Проявление невротических расстройств
 
 
Успеваемость 
1
Хорошая
 
 
2
Хорошая/удовлетворительная
 
 
3
Удовлетворительная
 
 
4
Удовлетворительная/плохая
 
 
 
Определение уровня адаптации
Оценка ситуации
Баллы
Уровни адаптации
Благоприятная
9–17 
Высокий
Условно благоприятная
18–24 
Средний
Неблагоприятная
25 и выше 
Низкий
 
Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к “группе риска”. На ребенка “группы риска” заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк
Фамилия, имя ребенка ___________________________________________
Дата рождения _________________________ Возраст ________________
Школа № ________________________ Класс _______________________  
Дата _________________________________________________________
Трудности школьной адаптации
1. В поведении _________________________________________________
2. В учебной деятельности _______________________________________
3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).
4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.
Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка
1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________
2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)
Мать ________________________________________________________
Отец _________________________________________________________
3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________
4. Наличие других членов семьи ___________________________________
5. Материальные условия жизни семьи ______________________________
6. Жилищные условия ___________________________________________
7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________
8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)  
Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы.
наверх


 Простатина О.Ю., педагог-психолог школы № 1416, г. Москва

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник классного руководителя". Адрес сайта:http://klass.resobr.ru/

Share |

Комментариев нет: