Содержание блога

четверг, 28 марта 2013 г.

Карточки-смайлы для развития регулятивных УУД





Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.   На первой ступени реализации ФГОС НОО (т.е. в 1 классе) у меня возникла проблема формирования у детей объективной самооценки и умения  строить план своих действий, т.е. формирование регулятивных УУД.
Регулятивные универсальные учебные действия  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К ним относятся:
v  ·       целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
v  ·       планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;
v  ·       прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
v  ·       контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;
v  ·       коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата; внесение измене­ний в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
v  ·       оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качест­ва и уровня усвоения; оценка результатов работы;
v  ·       саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Таким образом,  были сформированы цели для разработки приёма «Карточек-смайлов». Использование данных карточек с определёнными надписями способствует :
Ø  развитию объективной самооценки
Ø  способности оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках
Ø  возможности контролировать работу в группах ,парах
Ø  проводить релаксационные моменты
Ø  корректировать  деятельность обучающихся на уроках
Ø  контролировать выполнение заданий на дифференцированных уровнях
Технология применения карточек-смайлов проста:
У каждого ребёнка находится набор из трёх файлов. Отвечая на ситуативные вопросы, ребёнок поднимает-показывает одну из карточек.( у меня всё получилось, не доволен своей работой, ничего не получилось) Какими ситуативными вопросами можно пользоваться? Приведу пример:  С каким настроением вы пришли на урок? Сложным ли оказалось задание? Всё ли получилось в выполнении задания? Оцените работу в группе. Оцените работу своей пары. Как, по-вашему, прошёл урок?
Так же используя данный материал, можно обозначить проблему на уроке. Например, при изучении в 1 классе темы по русскому языку «Правописание сочетаний чк, чн, щн» в начале урока  детям было предложено вставить пропущенные орфограммы в словах птичка,ночной,мощный. Задание было на самостоятельную работу. 30 % детей засомневались, показывая карточку «ничего не получилось». После звуко-буквенного разбора каждого слова, дети пришли к выводу,что «ь» не пишется после мягких шипящих. В конце урока было дано задание аналогичное первому. Все дети оценили свою работу карточкой «всё получилось»
Работа с карточками ведётся систематически и планомерно. Результаты работы вы можете видеть на слайде. К концу третьей четверти дети вполне способны оценить объективно свою работу, работу в паре, а так же спланировать свою деятельность через обозначение проблемы  на уроке.
Таким образом, использование карточек-смайлов  эффективно  отражается в таких параметрах:
1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
5.  Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.
6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении, задание не получилось.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом.

Share |

Комментариев нет: