Образование
в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В
первую очередь это касается сформированности универсальных учебных
действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания
современного начального образования является не только ответ на вопрос,
что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование
универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,
познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к
организации самостоятельной учебной деятельности. На первой ступени реализации ФГОС НОО (т.е.
в 1 классе) у меня возникла проблема формирования у детей объективной
самооценки и умения строить план своих
действий, т.е. формирование регулятивных УУД.
Регулятивные
универсальные учебные действия
обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
К
ним относятся:
v · целеполагание как
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
v · планирование
— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного
результата; составление плана и последовательности действий;
v · прогнозирование
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных
характеристик;
v · контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
v · коррекция
— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в
случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение
изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата
самим обучающимся, учителем, товарищами;
v · оценка
— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов
работы;
v · саморегуляция как
способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации
мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Таким
образом, были сформированы цели для
разработки приёма «Карточек-смайлов». Использование данных карточек с
определёнными надписями способствует :
Ø развитию
объективной самооценки
Ø способности
оценивать и планировать дальнейшую деятельность на уроках
Ø возможности контролировать
работу в группах ,парах
Ø проводить
релаксационные моменты
Ø корректировать деятельность обучающихся на уроках
Ø контролировать
выполнение заданий на дифференцированных уровнях
Технология
применения карточек-смайлов проста:
У каждого
ребёнка находится набор из трёх файлов. Отвечая на ситуативные вопросы, ребёнок
поднимает-показывает одну из карточек.( у меня всё получилось, не доволен своей
работой, ничего не получилось) Какими ситуативными вопросами можно
пользоваться? Приведу пример: С каким
настроением вы пришли на урок? Сложным ли оказалось задание? Всё ли получилось
в выполнении задания? Оцените работу в группе. Оцените работу своей пары. Как,
по-вашему, прошёл урок?
Так же используя
данный материал, можно обозначить проблему на уроке. Например, при изучении в 1
классе темы по русскому языку «Правописание
сочетаний чк, чн, щн» в начале урока детям
было предложено вставить пропущенные орфограммы в словах птичка,ночной,мощный. Задание было на самостоятельную работу. 30 %
детей засомневались, показывая карточку «ничего не получилось». После
звуко-буквенного разбора каждого слова, дети пришли к выводу,что «ь» не пишется
после мягких шипящих. В конце урока было дано задание аналогичное первому. Все
дети оценили свою работу карточкой «всё получилось»
Работа с карточками ведётся систематически и планомерно.
Результаты работы вы можете видеть на слайде. К концу третьей четверти дети
вполне способны оценить объективно свою работу, работу в паре, а так же
спланировать свою деятельность через обозначение проблемы на уроке.
Таким
образом, использование карточек-смайлов эффективно отражается в таких параметрах:
1.
Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2.
Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.
3.
Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
4.
Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности,
жизненных ситуациях под руководством учителя.
5. Соотносить
выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
6.
Корректировать выполнение задания в дальнейшем.
7.
Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли
сложности при выполнении, задание не получилось.
Главное для учителя - помнить, что все
учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково
красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка
мечтает сиять.
И наша задача - помочь ученикам в этом.
Share |
Комментариев нет:
Отправить комментарий