Содержание блога

вторник, 21 апреля 2015 г.

Моя педагогическая философия

                                        Сделать серьезные занятия для ребенка                                                                                               занимательными                                                                                                                                                    вот задача первоначального обучения.
К. Д. Ушинский.   
    Дидактическая проблема, над которой работают учителя начальной школы в настоящее время, - совершенствование урока на основе внедрения таких форм обучения, которые, с одной стороны, способствуют осознанному и прочному усвоению программного материала, а с другой – развивают творческую активность учащихся, их сообразительность, любознательность и формируют определенное мировидение.
     Особенности обучения в современной школе во многом определяются  все нарастающим объемом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения,  так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву его здоровья. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей, что связано с экономическим и социальным неблагополучием многих молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой и т.д.
    Поэтому важно стремиться к такой научно – обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился  бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объеме решались задачи обучения и формировались установки на поддержание здорового образа жизни.  Современный учитель свободен в своем выборе построения урока. Важно, чтобы была достигнута главная цель обучения.
    В педагогической теории и практике очень долго доминировало положение, согласно которому еще до начала обучения нужно с помощью тестов выявить способности человека, а затем, разработав соответствующую программу, ориентировать его на деятельность в тех областях, где у него выявились наилучшие задатки. Теперь подходы к развитию творческой личности радикально изменились.
    Главным моментом считаются не способности человека, а его мотивация и жизненные цели. В связи с этим усилия педагогов должны быть направлены на помощь ученику в обретении личностных  смыслов, на развитие, прежде всего, тех способностей, которые нужны для успешного продвижения к цели, поставленной самим человеком.
Что же необходимо для реализации процесса творчества?
     Прежде всего, создание учителем банка разнообразных учебно - творческих задач с целью их использования как условий для развития различных компонентов творческих способностей личности:
- формулировать проблему, находить нужную информацию, переносить ее и применять    в условиях задачи;
- генерировать идеи и выдвигать гипотезы;
- давать оценочные суждения; обобщать и свертывать мыслительные операции;
- трансформировать задания;
- осуществлять широкий перенос знаний и умений и др.
 Во-вторых, создание условий для схематизации заданий. Практиками давно установлено,  что схематизация стимулирует развитие творческих способностей ребенка.
 В-третьих, использование групповых методов развития творческих способностей: мозговой атаки, метода «синектики»,  деловых игр и т.п.
   На мой взгляд, более адекватно этим требованиям отвечают различного вида комбинированные и интегрированные уроки, проектная деятельность.
   Каждая новая ситуация, требующая творческого поиска, создает условия  для развития учащихся, приобретения ими опыта эмоционально - целостного отношения к действительности  и опыта творческой деятельности.  Каким бы ни был нетрадиционный урок (урок-путешествие, урок-игра, урок-сказка, урок-викторина, урок-конкурс, урок-творчества, урок взаимообучения учащихся…), ведущим приемом остается ситуация игры и поиска. Необычность данного типа урока повышает работоспособность учащихся, активизирует их интерес к познанию, воспитывает любовь к окружающему. Кроме того, на нетрадиционных уроках, необычных по замыслу, организации, методике проведения, создаются условия для самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую, подчас неожиданную ситуацию, формируется важное умение выделять проблему, оформлять видение новой функции знакомого объекта, альтернатив, вариантов решения.
    Все эти показатели благотворно воздействуют на психику школьника, на его состояние физического и  психического здоровья.
    Я считаю, что практиковать такие уроки следует, хотя отношение  учителей  к ним неоднозначно. Одни видят в них прогресс педагогической мысли, другие - нарушение педагогических принципов. На мой взгляд, достоинства нетрадиционных уроков очевидны, но превращать их в главную форму работы вряд ли целесообразно. Ведь такие уроки требуют серьезной подготовки, что приводит к большим потерям времени учителя. Кроме того, на подобных уроках часто внешняя занимательность преобладает над серьезным познавательным трудом,  что, конечно, может снизить результативность процесса обучения. Альтернативой этим недочетам должны стать педагогическое мастерство учителя и осознание им того, что межпредметные связи  при систематическом и целенаправленном осуществлении – это объективное требование современного  процесса обучения.


Share |

Комментариев нет: